Статья 78 СК РФ. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей (действующая редакция)
1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.
2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.
Постоянная ссылка на документ URL документа [ скопировать ] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ] BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ] Скачать документ в форматеКомментарий к ст. 78 СК РФ
1. Согласно п. 2 ст. 65 СК (см. комментарий к ней) все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
Таким образом, родители могут выбирать обращаться им в орган опеки и попечительства либо сразу в суд. Однако в последнем случае, как следует из п. 1 комментируемой статьи, обязательно участие органа опеки и попечительства.
Споры о праве на воспитание можно подразделять: а) на споры родителей, совместно живущих; и б) споры родителей, раздельно живущих или стремящихся разойтись или развестись; в) споры о праве на воспитание детей между родителями и посторонними людьми.
Ввиду важности вопроса ВС РФ принял специальное Постановление N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», касающееся рассмотрения судом дел, связанных с воспитанием детей. Согласно п. 1 указанного Постановления, «к спорам, связанным с воспитанием детей, относятся: споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ) и другие».
Таким образом, в данном случае применено расширительное толкование и к спорам, связанным с воспитанием детей, отнесены вопросы, которые имеют к воспитанию детей только косвенное отношение.
2. В п. 2 комментируемой статьи говорится об обязанности органа опеки и попечительства обследовать условия жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, представить суду соответствующий акт и основанное на нем заключение по существу спора.
Как отмечено в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», при рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.
Участие представителей органа опеки и попечительства в судах
Участие представителей органа опеки и попечительства в судебных заседаниях по гражданским делам.
Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному (детскому) праву,
Органы опеки и попечительства — частые участники судебных заседаний по гражданским делам, если в иске так или иначе затрагиваются права ребенка, в том числе и оставшихся без попечения родителей. Однако, привлечение органа опеки к участию в деле вызывает многие вопросы в правоприменительной практике, на которые автор постарался ответить.
Органы опеки какой территории должны привлекаться к делу
Судья, принимая дело к производству, и определяя, каких лиц вызывать в суд, решает этот вопрос самостоятельно, и, в принципе, может привлечь к участию любой орган опеки, принадлежащий любой территории, если почему-то посчитает необходимым услышать их мнение в процессе.
Верховный суд, в обзоре практики рассмотрения дел о спорах о детях, утвержденном в 2011 году, признал правильной практику судов, привлекающих к делу для дачи заключения органы опеки и попечительства как по месту жительства одного родителя, претендующего на воспитание ребенка, так и по месту жительства другого родителя.
Во всяком случае, необходимо привлекать к делу орган опеки и попечительства, обладающий полномочиями по отношению к населению того места, где ребенок фактически проживает. Такой орган опеки, если можно так выразится, «главный» в данном деле, поскольку именно он обследовал условия жизни ребенка, и именно он делает вывод об интересах ребенка, так как разговаривал с ним (тем более, в том случае, если ребенок не достиг десяти или четырнадцати лет, и вряд ли будет вызван в судебное заседание).
Кроме того, объяснимой является практика привлечения судом к делу органа опеки и попечительства по месту регистрации ребенка по месту жительства, даже если ребенок там фактически не проживает.
Действия органа опеки после привлечения к делу
Учитывая, что орган опеки и попечительства привлекается к делу на основании ст. 47 ГПК РФ, он обязан дать заключение по существу спора во всех случаях, когда привлечен к делу. Законодательство не содержит каких-то других оснований для подготовки заключения по делу (например, обязательное издание определения суда), то есть сам факт привлечения органа опеки к участию в деле подразумевает, что целью этого является дача заключения по делу.
Органы опеки участвуют в деле именно как орган государственной власти (или местного самоуправления), орган опеки и попечительства, для дачи заключения по делу. Неправильным (но, увы, широко распространенным) является привлечение к делу органа опеки как «третьего лица». Третье лицо (заявляющее или не заявляющее требований по существу иска) — это те юридические и физические лица, чьи права и законные интересы затрагиваются рассматриваемым иском. Орган опеки и попечительства к рассматриваемому спору непричастен, никакие его права и обязанности не рассматриваются. Поэтому привлекать его в качестве третьего лица — неправильно. Орган опеки и попечительства в процессе действует, подобно прокурору, то есть рассматривает обстоятельства дела — и дает по ним заключение об обоснованности иска и его соответствии интересам детей.
В случае, если орган опеки обращается в суд с иском (например, об ограничении родительских прав), то, выступая на стороне истца, является лишь законным представителем несовершеннолетнего, от имени которого и обращается в суд. Орган опеки, в общем случае, не может подать иск в суд в интересах несовершеннолетнего, если не является его законным представителем (то есть, ребенок — не оставшийся без попечения родителей). И даже те случаи, когда иск подается в защиту прав несовершеннолетнего «при живых родителях», это право особо прописано в ст. 46 ГПК РФ, является исключением. В этом случае, орган опеки (обратившийся с иском), будет действовать и в соответствии со ст. 46 ГПК РФ (как орган, выступающий в защиту гражданина), и в соответствии со ст. 47 (как орган, дающий заключение по делу)
Если иск не связан с воспитанием детей, акт обследования не является обязательным документом для предоставления в суд. Во всяком случае, норм законодательства, устанавливающих обязанность проводить обследование условий жизни ребенка при рассмотрении, например, жилищного или имущественного спора, нет.
Если иск связан с воспитанием детей (например, определение порядка общения с ребенком, определение места жительства ребенка, лишение родительских прав или восстановление в родительских правах и т. д.), то орган опеки и попечительства, в силу ст. 78 СК РФ, обязан провести обследование условий жизни ребенка, а также лиц, претендующих на его воспитание, и предоставить суду акт обследования и основанное на нем заключение по делу.
Акт обследования проводится по месту фактического проживания указанных лиц или ребенка, адрес которого органы опеки получают или из материалов дела, или из судебного запроса (определения, письма). Однако, такой запрос или письмо не является обязательными.
При этом акт обследования условий жизни должен представлен органом опеки на предварительное судебное заседание или в рамках досудебной подготовки (а не на основное судебное заседание), а вот момент предоставления заключения по иску не описан в законодательстве, то есть оно может быть представлено и на последнее перед вынесением решения заседание.
Форма заключения по иску (заявлению)
Заключение по иску или заявлению (например, об установлении усыновления) дается от имени органа опеки и попечительства, а это значит что подписывать его должен руководитель органа опеки и попечительства или специально уполномоченное на это лицо.
Если полномочия органов опеки и попечительства не делегированы органам местного самоуправления, что допускается пунктом первым ст. 34 ГК РФ, органом опеки и попечительства является орган исполнительной власти субъекта федерации.
В Московской области органом опеки и попечительства является Министерство образования Московской области, которое, по доверенности, делегирует право подписания, в том числе, заключений по искам, руководителям управлений и отделов опеки и попечительства по территориальным единицам Московской области. В таком случае, к делу привлекается Министерство образования Московской области (но не отдел или управление), а в суд предоставляется заключение, подписанное, например, начальником управления опеки и попечительства по городскому округу.
В Москве, согласно положениям о Департаменте социальной защиты населения города Москвы, начальники Управлений социальной защиты населения по районам города осуществляют функции по опеке и попечительству, и, следовательно, начальники соответствующих управлений и могут подписывать заключения в суд. Но и в этом случае, к участию в деле юридически грамотно привлекать орган опеки и попечительства субъекта федерации — Департамент соцзащиты, а не его территориальное подразделение — районное управление. Однако, на практике, суды направляют повестки непосредственно в соответствующее территориальное управление соцзащиты.
Учитывая требование Верховного Суда, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» о необходимости подписания заключения определенным должностным лицом, дача заключения по делу устно, в судебном заседании, недопустима.
Разумеется, этот порядок следует применять, по аналогии, и при рассмотрении иных, даже не связанных с воспитанием детей, дел, поскольку суду требуется не заключение представителя органа опеки, явившегося в суд, а заключение органа, а, следовательно, это заключение должно быть подписано первым лицом органа, руководителем.
Непосредственное участие органа опеки в судебном заседании
По общему правилу, орган опеки и попечительства обязан принимать участие в каждом судебном заседании по делу, к которому привлечен. Право просить суд рассмотреть дела без своего участия предоставлено законом только сторонам (то есть, истцу и ответчику, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ). У органов, участвующих в рассмотрении дела для дачи заключения, такого права законом не предусмотрено, и неявка в суд представителя органа опеки должна сопровождаться извещением суда о причинах неявки.
Наряду с этим, единственное правовое, предусмотренное ГПК РФ, последствие неявки представителя органа опеки в суд — это рассмотрение дела без его участия. Однако, надо иметь в виду, что поскольку исполнение своих процессуальных обязанностей (дача заключения по делу) невозможно в полной мере, без присутствия на судебных заседаниях (поскольку процесс устный, и всё, что исследуется по делу в суде, должно быть произнесено), суд вправе обратить внимание вышестоящих должностных лиц или прокуратуры на отношение органа опеки к исполнению своих процессуальных обязанностей изданием частного определения по этому вопросу. Автору известны случаи, когда по результатам рассмотрения частного определения суда об игнорировании органом опеки запросов и вызовов суда были приняты кадровые решения в территориальном органе опеки.
Непредставление в суд письменного заключения по делу или акта обследования условий жизни, поскольку они являются доказательствами по делу, может привести к наложению на должностных лиц органа опеки и попечительства штрафа в размере до 1000 рублей.
В ряде случаев присутствие представителя органа опеки и попечительства обязательно. Таких случаев — три. Рассмотрение дела об усыновлении (участие в закрытом судебном заседании при рассмотрении дела по существу, наряду с заявителями и прокурором), а также рассмотрение вопроса об определении места жительства ребенка и (или) порядка общения с ребенком на срок до вступления в силу решения суда по делу. Такая просьба рассматривается в предварительном судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и при наличии письменного (и подписанного надлежащим лицом) заключения по этому вопросу.
Третий случай, когда участие органа опеки и попечительства обязательно — рассмотрения заявления о возвращении ребенка или получении доступа к ребенку в рамках международных договоров Российской Федерации (в частности, по Конвенции о похищении детей), в соответствии с правилами главы 22.2 ГПК РФ.
Опека в суде по алиментам
Опека и попечительство Иная информация отдела Памятка опекуну о взыскании алиментов
Памятка опекуну по взысканию алиментов
I. Последовательность действий.
1) В соответствии со ст. 60 Семейного кодекса РФ, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. В соответствии со ст. 148 Семейного кодекса, дети, находящиеся под опекой (попечительством) имеют право на причитающиеся им алименты.
Следует иметь виду, что в силу ст. 71 и 74 Семейного кодекса РФ лишение родительских прав или ограничение в родительских правах не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.
Ст. 145 Семейного кодекса РФ регламентирует, что опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Таким образом, в целях защиты имущественных прав несовершеннолетних, на опекуна (попечителя), как на законного представителя ребенка, возлагается обязанность контролировать исполнение родителями обязанности по выплате алиментов на содержание ребенка. Поэтому в случае, если на момент установления опеки (попечительства) алименты с родителей подопечного ребенка не взыскивались и не выплачиваются в добровольном порядке, то опекуну (попечителю) необходимо подать в суд заявление о взыскании алиментов. Данная категория дел рассматривается мировыми судьями как по месту жительства опекуна (попечителя), так и по месту жительства родителей (одного из них).
2) В соответствии со ст. 33 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 02.10.2007 N 229-ФЗ «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ» исполнительные действия совершаются судебным приставом-исполнителем по месту жительства, месту пребывания должника.
Взыскателем является гражданин, в пользу или в интересах которого, выдан исполнительный документ. Должником является гражданин, обязанный по исполнительному документу выплачивать алименты.
Таким образом, оригинал исполнительного листа о взыскании алиментов подается взыскателем в отдел службы судебных приставов по месту жительства (по месту пребывания) должника, либо по последнему известному месту жительства должника,
В соответствии со ст. 429 Гражданского процессуального кодекса РФ по каждому решению суда выдается только один исполнительный лист. С целью предотвращения утери исполнительного листа необходимо предварительно сделать копию и поставить отметку службы судебных приставов о приеме исполнительного листа непосредственно на его копии. Также необходимо написать заявление с просьбой возбудить исполнительное производство и приложить к нему копию сберегательной книжки, открытой на имя ребенка.
3) В соответствии со ст. 84 Семейного кодекса РФ на детей, оставшихся без попечения родителей, алименты выплачиваются опекуну (попечителю) детей или их приемным родителям.
Таким образом, в случае если опека назначена после выдачи исполнительного листа о взыскании алиментов с родителей, лишенных родительских прав, то в соответствии со ст. 44, 203 Гражданского процессуального кодекса РФ необходимо подать заявление об изменении порядка и способа исполнения решения суда. Данное заявление подается в суд, вынесший решение о взыскании алиментов. Суд выносит определение о замене взыскателя, которое направляется сторонам по делу. Данное определение необходимо подать в отдел службы судебных приставов, в производстве которого возбуждено исполнительное производство.
4) После подачи заявления и оригинала исполнительного листа в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство, о чем выносится «Постановление о возбуждении исполнительного производства», которое направляется сторонам..
5) Необходимо знать, что в соответствии со ст. 50 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 02.10.2007 N 229-ФЗ «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие).
6) По запросу стороны по исполнительному производству судебный пристав-исполнитель выносит постановление о расчете задолженности по алиментам. По мере необходимости, в соответствии с планом по защите прав ребенка, копию постановления о расчете задолженности по алиментам необходимо предоставлять в личное дело подопечного
II. Длительное время не поступают алименты — что делать?
В соответствии с законодательством РФ основной задачей судебных приставов-исполнителей является принудительное исполнение вступившего в законную силу решения суда. В целях реализации вышеуказанной задачи, судебный пристав запрашивает у налоговой инспекции, пенсионного фонда и иных организаций сведения о наличии у должника заработка и иного дохода, счетов в банке или имущества, на которое возможно обратить взыскание. Таким образом, в случае если длительное время на счет ребенка не поступают алименты — это означает, что судебный пристав-исполнитель не может найти должника, либо его доход или имущество, на которое можно обратить взыскание.
В данном случае, законодательством предусмотрены определенные возможности судебного пристава, однако, как правило, данные действия совершаются судебным приставом только по заявлению взыскателя.
1) В случае, если судебный пристав-исполнитель не может найти должника (должник не проживает по месту жительства или по месту последнего известного места жительства).
В данном случае судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом.
2) В случае если судебный пристав-исполнитель не может найти доход или имущество должника.
Если судебный пристав-исполнитель не может найти доход или имущество должника, на которое возможно обратить взыскание — это может означать только то, что должник намеренно укрывается от исполнения обязанностей по уплате алиментов. В данном случае законодательством РФ предусмотрены некоторые ограничительные меры, а также ответственность должника за неисполнение решения суда.
В соответствии со ст. 67 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 02.10.2007 N 229-ФЗ «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ» при неисполнении должником требований о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Таким образом, в случае, если длительное время не исполняется решение суда о взыскании алиментов, а также в случае, если данное решение не исполняется в полном объеме (т. е. имеется задолженность по уплате алиментов), то необходимо написать заявление в отдел службы судебных приставов с просьбой временно ограничить выезд должника из Российской Федерации.
Кроме того, законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность должников за злостное уклонение от уплаты алиментов.
Таким образом, в случае длительной (как правило, более 6 месяцев) невыплаты алиментов на содержание подопечного ребенка, опекуну (попечителю) необходимо подать заявление в службу судебных приставов с просьбой рассмотреть вопрос о привлечении родителя (родителей) к уголовной ответственности.
© Внутригородское муниципальное образование города федерального значения Санкт-Петербурга муниципального округа Гагаринское, 2021 Разработка — anemone | Местная администрация Тел.(факс): (812) 378-53-47, (812) 378-53-60 adm@mogagarinskoe. ru | Муниципальный совет Тел.(факс): (812) 379-95-00 sovet@mogagarinskoe. ru |